Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью
каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим. В Богослужении
этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу,
распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы
пожить с Ним...Великий Понедельник Дни
Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию
и каждый называется Великим. В Богослужении этого дня Святая Церковь
приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради
Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. Из событий
евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы.
Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов
знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек
пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница
изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел
истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Утреннее
Евангелие назидает нас притчей о неправедных виноградарях, убивших
сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и
самого сына своего господина. В этой притче, изображающей ожесточение
иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю сына Божия,
распявших и Его самого, нельзя не видеть и страшного осуждения христиан,
нарушающих заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающих
распинать сына Божия своими прегрешениями. В
Евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает судьбу
богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как они были
предызображены Иисусом Христом. Верующие побуждаются среди зол к
великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и
утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире
и прекращении бедствий "избранных ради" (Мф. 24,14-22). Великий вторник Ночь
на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром
опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма
(Мф. 24, 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая,
что Он них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него
открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46), был
в восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушал Его с услаждением (Мк.
12, 37). На утрени этого
дня вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22 глава с 15
стиха и 23 глава). Но содержание службы вторника заимствовано из притчи
о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник
повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая
Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к
целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно
на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе
самому, когда говорит о них: "Понеже сотворите единому сих братий Моих
меньших, Мне сотвористе" (Мф. 25, 40).
В песнопениях этого дня Святая Церковь настойчиво внушает нам
обязательность духовного бодрствования и религиозно-нравственного
совершенствования. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю
готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и
неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под
именем елея, приготовленного мудрыми девами. Великая Среда Этот
день - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего
Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17).
Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете
первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса
Христа хитростью и убить Его, - некая жена "грешница" возлила
драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение,
как судил Сам Он о ее поступке. В церковной службе Великой среды
прославляется жена "грешница" и порицается и проклинается сребролюбие и
предательство Иуды (Мф. 26, 6-16). Церковь по
совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы:
"Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже", которою она в
продолжение Великого Поста ежедневно, на богослужении повечерия, при
приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о
даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в
Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров. В Великую
среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого
Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего". Вечером в среду традиционно бывает общая исповедь. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери
В
день опресноков Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих
учеников - Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как
сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, - самим телом и кровью
Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими
учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина
(Мк. 14, 12-17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от
мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа
отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим
ученикам. По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону
Моисееву, потом установил и Пасху новую - великое таинство святейшей
Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе
событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток.
По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн. В
этот день каждый год варится миро, патриарх освящает его и раздает в
приходы. Миром помазуются после таинства Крещения. Существует поговорка:
"Все одним миром мазаны". Смысл здесь такой: с апостольских времен из
года в год в новое миро добавляется капелька старого. Таким образом,
происходит из десятилетия в десятилетие, из столетия в столетие и так
далее. Осуществляется связь времен. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа
Православная
Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира
ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и
осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27,
1) - богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату -
Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у
Пилата - совершением третьего часа; время крестных страданий Христа -
шестым часом; время смерти - девятым часом; а снятие тела Христова со
креста вечернею. Все
богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному
воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером.
Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати
Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о
страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. При
каждом чтении предстоящие зажигают свечи. Это знаменательно указывает на торжество
и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения
среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей
святости и Божестве. В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня Великой пятницы ("Вынос Плащаницы") посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня.
Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. Во время
пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное
облачение (самое темное) и кадит Плащаницу (плат с изображением Христа,
лежащего во гробе), все еще находящуюся на престоле. Затем после "Отче
наш", во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу с Престола, как бы с
Голгофы, обходит престол и выносит ее из алтаря на середину храма для
поклонения. В некоторых церквах после Вечерни поется Повечерие или так
называемый "Плач Пресвятыя Богородицы". Великая суббота Св.
Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад,
пребывание на престоле с Отцом и Духом - и предвещает будущее
Воскресение Христово. Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером.
Она начинается с пения "Бог Господь...", тропаря "Благообразный
Иосиф..." и тропарей. Поется погребальное пение. Народ стоит у плащаницы
с зажженными свечами. Поется дивный и прекрасный канон Великой субботы
"Волной морскою", написанный инокиней Кассией. Последняя песнь
Субботнего канона особенно умилительна и любима народом: "Не рыдай Мене,
Мати, зрящи во гробу". После канона, во время пения последующих стихир
священник облачается в темные ризы и, с началом великого славословия,
еще раз кадит гроб Спасителя. Затем, повторяя "Трисвятую песнь", под
колокольный звон народ с зажженными свечами следует за ним, несущим
Евангелие и Плащаницу - совершается шествие с плащаницей вокруг храма -
чин погребения Спасителя. Торжественная процессия медленно обходит
вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и
восстановлена вхождением "Жизни мира" в смерть. Когда народ опять входит
в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля,
победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих
врагов и возрадовать праведных. Многократное пение "Аллилуиа"
сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: "Пасха наша, Христос,
заклан за нас". Евангелие о запечатывании гроба читается еще раз, после
ектении и благословения. Утреня заканчивается. Службы Великой субботы
являются вершиной православной литургической традиции. В Великую Субботу утром
совершается литургия Василия Великого. Во время ее священники
переменяют свои темные одежды на светлые. Вместо Херувимской,
призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного,
поется умилительная песнь "Да молчит всякая плоть человеча", в величавом
и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их
безсмертие. Днем в храмах освящаются куличи, крашеные яйца, пасхи, мясо - все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол. В
Великую Субботу, под светлое Христово Воскресение в Иерусалиме на
святой Гроб Господень сходит благодатный огонь. Это явное чудо
повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является
живым исполнением обетования Спасителя, данного Его ученикам после
Воскресения: "И се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века" Св. Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад,
пребывание на престоле с Отцом и Духом - и предвещает будущее
Воскресение Христово. 23 апреля 2011год
Не дает врагам покоя загадочная сила русского духа. Горит народ в огне страстей, Воцарилась в умах разруха. Разрознены... нелюдимы... Совсем недавно были жертвенны в любви к ближнему И потому были непобедимы.
Разводит нас враг в разные стороны, Действует умело, тайно, мудро... В помрачении народ... придет ли к нам долгожданное У Т Р О?* Без Пятницы нет Воскресения! В очистительных скорбях мы Обретаем свое спасение.
* - У ныние Т ревога Р аскаяние О тчаяние
Прости нас, Бог! Грызем друг друга не понарошку... Умиляемся - цветочку, любим - собачек и кошку... Отворачиваемся от страданий - Твоих и ближнего... Время - летит, рукой подать - до мира нижнего.
Великая Суббота - 23 апреля 2011-й год
|