Эта страница сайта посвящена памяти нашего духовного отца – настоятеля храма преп. Серафима Саровского Чудотворца на Серафимовском кладбище города Санкт-Петербурга протоиерею Василию Ермакову, который отошел ко Господу в ночь со 2 на 3 февраля 2007 года. Три года нет с нами родного Батюшки, но мы чувствуем его предстательство и молитву о нас, многогрешных, в церкви Небесной, торжествующей. Мы же молимся в церкви земной, воинствующей о упокоении души приснопамятного нашего духовного отца - протоиерея Василия и спешим исполнить те благословения, которые при жизни дал нам дорогой Батюшка. Царствие Небесное ему, вечный покой!
Просьба к уважаемым посетителям сайта – присылать на почтовый ящик любые материалы, связанные с памятью отца Василия.
3 февраля 2010 г.
Три года - как
одно мгновение...
Батюшка из мира Иного
Многим из нас
явил откровение:
Жизнь - вечна,
все живы - у Бога.
своя дорога.
у другого - извилиста,
словно в поле тропка...
Кто-то сбился с пути,
под ногами его - топко.
Молимся мы о упокоении души
Духовного отца,
российского старца,
Порою - ропщем:
- "Ну почему с нами он мог
так быстро расстаться?"
Ушел -
необозримые
пространствия...
В страну далече
каждый из нас совершит
в свое время странствие.
ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ
Туда, где душа скукожилась в тоске,
Спешит духовный врач
наложить на раны повязку
И выводит из места,
где под ногами вязко.
Кропотливо перерезает,
опутавшие душу,
греха прочные нити,
Духовно спящих будит:
– "Бодрствуйте! Не спите!"
переполняет радостью
детей сердца,
Дай отцу силы
Да будет у него любящая родня!
Соединив нас на Земле,
на Небе!,
Он питает нас молитвой,
в духовном хлебе!
Духовный отец
научил нас
нередко трусят,
бегут в кусты,
А слова Батюшки
о спасении
предельно просты:
милосердие, молитва!
Ох! Нелегка
с врагом наших душ
батюшка Василий,
наш комбат:
– Не падай, дочь.
Держись, сынок.
Стоять, брат!
Батальоны духовных чад
Большая у него духовная родня!
- Встань, сынок с колен,
Не будь рабом страстей,
Стань рабом Божьим! -
Так блудного сына
Мудрый старец ласкал
И строжил.
Гладил по голове блудницу:
- Доченька, не езди в Ниццу.
Дитя, непременно, от мужа
В брачном союзе роди!
По Божьему пути с ними
Радостно вместе иди!
+ + +
Положил на алтарь Отечества
За русский народ свое сердце.
Указал нам путь к Творцу,
Открыв в духовный мир
Узенькую дверцу.
ИДИТЕ ЗА ХРИСТОМ, ПРАВОСЛАВНЫЕ!
Каждый из людей, живущих на земле, должен знать твердо и сознавать, что все его дурные дела и поступки безнаказанно здесь, на земле,- не проходят. Как бы он себя ни тешил, ни говорил: "никто не видел, не слышал, меня некому обличить и наказать", рассуждение это бессмысленно. Это лишь убийство собственного сознания в самообольщении, человек сам на себя навлекает гнев Божий, и рано или поздно, гнев этот разрядится в виде кары; это следует твердо знать каждому злодею земли, каждому преступнику, каждому человеку, который совершает насилие над другим человеком, а тем более над нами, христианами.
Мы с вами переживаем страшное время. Мы видим, что наша страна, Матерь наша, Россия, терзается внутренними неурядицами, теми людьми зла, которым важны не честь, слава и благополучие России, а личная слава и властолюбие. Но они забывают, что миром правит Бог! Что есть Бог-Отец, что у России есть Заступница наша Усердная Матерь Божия. И не напрасно Святая Церковь направляет к сердцам людей Благовестие евангелиста Луки с притчей о блудном сыне, который сказал отцу: "Дай мне часть имения, я хочу жить по своей, свободной, но не отцовской воле". Что он получил? Евангелие предупреждает: он получил страдания, голод, нищету, и только в страданиях прозрел, вспомнил, что где-то есть земля обетованная, есть иная жизнь,- тихая, спокойная, благополучная. И он обратился к Отцу в раскаянии со словами: "Отче, согреших на небо и пред то6ой!.."
Притчу эту следует понимать шире,- как отход человека от веры отцов, от благочестивой жизни. Так сама жизнь, голод, страдания заставят одуматься каждого презревшего веру человека. А если он будет упорствовать, Бог призовет к вразумлению, чтобы зло дальше не распространялось. И судьба русских людей - пример тому.
Зло всегда было и есть наказуемо, как бы люди ни утешали себя, что их поступки и посеянное ими зло пройдут безнаказанно. Это самообольщение. На малом примере Благовестия видно, как сын проявил своеволие, отошел от отца, от веры и получил страдания.
Мы, дети России, отошли от своего святого призвания, от наших национальных святынь и получили вразумление в виде страдания и мучений нескольких поколений людей: одни погибли в страданиях, другие мечутся в бездуховности... И Бог ждет, когда же, как блудный тот сын, проснется русский человек и вернется к Богу, отойдет от зла и пойдет по освященной дороге святых угодников, поймет, что без святого Православия нет и здоровой. Богу угодной жизни. Когда?!
А это зависит от каждого из нас, зависит от каждого человека, и, если он не пожелает понять в своем самообольщении,- жизнь заставит. Потому что мы здесь - люди временные, нас ожидает вечность. И все грязное, греховное, злое - в вечности не пребывает. Надо здесь, на земле, очистить себя страданиями, своим крестоношением. Не поздно одуматься, оглянуться, ощутить - зачем все было мною совершено, зачем и кому это надо. Зачем?
И не пришло ли время покаяться за ошибки молодости и ошибки, совершенные в зрелые годы, если ты их достиг. Дедушки и бабушки, родные, сколько страданий в семьях? Сколько невидимых миру слез!.. А ведь горькая правда в том, что мы нарушили, как тот блудный сын, волю отца своего земного и Отца небесного. Родителей мы не слушали, их слова наставлений до нас не доходили. Хотели жить по своей воле, распущенной. Рассуждали так: ах, ничего не существует, я все заполучу в этой жизни, но... увы!
Дети выросли, внуки растут, и мы остались одинокими в этом своем страдании. А за что? Мы ищем причину, ищем корень зла... А откуда он идет? От окружающего мира, а более - от каждого из нас. Мы не слушали, мы не хотели слушать, не прислушивались к умудренным словам людей опытных, наконец, мы не делали выводов из печального опыта жизни тех, кто отошел от Бога, кто нарушает волю родительскую. Ведь еще в Ветхом завете было сказано человечеству: "Чти отца своего и матерь и благо тебе будет и будешь ты долголетен на земле".
И верно! Никто не кается в непослушании своим родителям, никто не скорбит, вспоминая, что был непослушным ребенком. Уже прошла их жизнь, они отошли в вечность, и где-то в тайниках своей души мы чувствуем, что слава Богу, наша совесть чиста перед родителями. Мы это те, кто имел добрые задатки воспитания родительского. Для них неподвластно время - время прошлого нашего зла.
3адумаемся! Мы, наиболее стойкие христиане, не отказались в прошлом от веры в Бога, хотя школа, находясь под бременем идеологии большевизма, и наставляла нас: никакого Бога нет. Мы не пошли туда, куда нас звали лжепророки - в "светлое" будущее, но, гонимые, терпеливо несли поношения от окружающих, ибо исполняли волю родительскую; мы шли дорогой правды, дорогой евангельской нравственности, дорогой страданий, неся добродетели терпения и милосердия в этот мир зла. А сколько священников свято хранили веру, находясь в тюрьмах?!
И зло, несмотря на тогдашнее свое всемогущество, оказалось не в силах уничтожить веру в наших сердцах, заставить нас - насилием и обольщением - прийти к тем, кто звал нас в омут зла. Ибо родительское послушание, молитва Веры и сознание простых и ясных вопросов,- Зачем? Куда пойду?! Во имя чего?! - удерживало нас от этого зла жизни. Вот почему накануне светлых дней подвига Поста великого, церковь вновь и вновь зовет нас не отходить от Храма, от Православия. И потому тем, кто проявляет колебания в Вере, мы говорим: Вернись! Вернись в отчий дом, где тебя ожидают благо, счастье, добродетели и здесь, на земле, и - там, в вечных обителях.
Все Бог дарует нам, нашим детям, нашим внукам, если они будут исполнять наше доброе назидание и, главное, если сами мы, матери и отцы, деды и бабушки, будем являть собой пример веры, молитвы, добродетели и сострадания. Верьте своей родительской совести, верьте, что Бог не оставит вас без своей великой, всемогущей силы. Но это случится не вдруг, не сиюминутно! Мы, люди греха, люди зла, рассуждаем так: я молюсь,- ты мне и дай тотчас же то, о чем я прошу... И при этом забываем, что мы молим, а не торгуемся. Надо через крест нашей жизни стать ближе к Богу. Вот тогда в своей многомятежной жизни ты поймешь, осознаешь, что же Бог дарует тебе за твое терпение. Это и трудно, и легко, это удобоносимое бремя и подвиг - доступны для каждого из нас. Но мы - маловеры.
А следовало бы учиться на ошибках прошлого, данных нам в назидание. Перед нами судьба нашей Родины. Мы более, чем мир Запада, страдаем от зла окружающего. Запад посылает нам все, что есть у него злого, жестокого, нехорошего, чтобы погубить Россию и душу русского человека. И это посылается через соблазны зла,- грязь нравственную, рок-музыку, порнографическую литературу в красивой обложке. Это унижение делается в надежде на то, что мы с вами - бестолковые, непонятливые и вообще, русские люди - это ничто!..
Но за нами многовековая история России, ее духовного роста и силы. И это мы показали во вторую мировую войну, повергнув в прах того, перед кем трепетала вся Европа, весь Запад. Мы и нынче встанем, поднимемся во весь рост, падут цепи, сковывающие нас! Только Бог нас и любит, и зовет, чтобы мы вернулись от греха жизни и обратились к свету правды Божией, а не блуждали, как тот блудный сын из евангельской притчи. И не нам искать истину у тех недобрых проповедников новых "учений", которых шлет нам Запад. На невнятном языке, мудрствуя от лукавого, зовут они нас на площади и стадионы то ли молиться, то ли плясать под рок-музыку. Идите сюда, мол, дети России...
Мы с вами тысячу лет идем за Христом. Порой спотыкаемся, но от Христа не отходим. Зачем нам иное, ставящее все с ног на голову "учение"? Зачем нам лжепророки, лжепроповедники, лжеучителя? Зачем? Рассудите, подумайте. Кто еще не видит свет Православия,- осознайте, придите. Вот путь истинной правды жизни, вот светлая дорога, ведущая нас к вечности. И знайте, что Бог, посылая нам испытания, не оставляет нас без своей силы и благодати Господней!
И я хочу вам напомнить, хочу сказать, что, как бы ни было трудно, как бы тяжел ни был путь к Богу,- идите! К Богу, к молитве, к терпению и знайте, что Бог ждет, когда вы повторите слова того заблудшего сына, но уже раскаявшегося: "Отче, согреших на небо и пред Тобой". Когда мы вернемся в родное, освященное Православие, когда посещение храма будет для нас радостью, когда мы не будем упоительно увлекаться тем злом, которое совершается за стенами храма, когда прогоним тех обольстителей, которые кричат нам: "Идите! Только мы вам поможем...",- тогда на многострадальную Россию, на всех нас сойдет Благодать Божия.
Мы уже раз позволили разрушать наши храмы, попирать наше святое Православие,- достаточно нам обмана того! Так останься же, великий многострадальный русский народ, в Православии! А в нашей семейной жизни мы, отцы и матери, должны напоминать о том своим детям. Не слушаете нас? Идите, куда знаете, но вы вернетесь избитые, униженные, оскорбленные. Ибо вы познаете пороки жизни, что ведут к болезням, к самоубийству и убийству. Скажут: "Ах, виновата среда, окружение..." - а ты живи просто, живи скромно, терпеливо, и Бог не оставит тебя. Но надо исполнять закон Божий, чтить отца и матерь свою, не бежать из отчего дома, не впадать в гордыню. Каждого человека за его непослушание ожидает расплата за содеянное зло. И о том говорит вся история человечества. Смотрите в историю, слушайте умных, добропорядочных людей, и тогда страданий не будет.
Эти слова мои выведены из самой практики жизни. Ближе к семье, к родителям, к Богу - и все будет хорошо. Отошли - плохо. Какие бы мы в своей неразумности ни были, ведь поймем, что сами обидели уже умерших родителей... Чем? Непослушанием, своей гордостью, своей надменностью...
Пусть этого не случится! И Господь наш, Иисус Христос, зовущий нас в Отчий дом, пошлет нам сознание, просветит разум, откроет сердце, ведущее к нашему Спасителю. Аминь.
В судьбе отца Василия Ермакова, так же как и в судьбе миллионов русских людей, оправдалась мудрость святых – Бог ведет верных своих путями скорбей и "кого любит, того и бьет". Страшная, богоборческая революция произошла в России. Молодое, послереволюционное поколение старались воспитывать так, чтобы имя Бога они слышали только "в ореоле" насмешек и глумления. Недаром, как вспоминает отец Василий, когда он первый раз шел в храм, то все внутри сопротивлялось этому поступку и "внутренний голос" шептал ему: "Не ходи, засмеют". Те, кто пришел в церковь в эти годы, стал верующим человеком, – совершили, еще не оцененный новыми поколениями, подвиг. Мы много говорим сейчас о подвигах новомучеников и исповедников Российских – о тех, кто "всосал веру с молоком матери" и отстаивал ее перед лицом мучителей и палачей. Но и стать просто верующим (не явным исповедником) в советское время, особенно в 1930-1940 ее годы, – это тоже было подвигом. Да еще и в подростковом возрасте, когда особенно важно мнение сверстников, превратиться в белую ворону, добровольно стать "дурачком, юродивым, отсталым, темнотой", и часто воспринимать вышеназванное отношение не только ушами, но и на "собственном горбу", – это ли не подвиг? И, еще раз повторю то, что сказала в начале: отец Василий не один был такой, в его поколении немало было юношей и девушек, которые вышли из советской среды, из советской школы и понесли веру будущим поколениям. Немногим из нас – тех, кто стал сознательным верующим человеком в 1970-е годы, посчастливилось встретиться с остатками "николаевской России", то есть бабушками и дедушками, со священниками, которые с детства были верующими, церковными людьми. Веру нам передавали те люди, которые сами ее выстрадали. Обрели ее в "пятилетки безбожия".
14-летним мальчиком Василий Ермаков впервые пришел в открытый немцами храм в его родном Болхове, меня особенно "зацепило" одно признание батюшки – в первый раз он в храме ничего особенного не почувствовал и пошел-то в храм и в первый, и во второй раз, потому что так наказал ему отец: "Вася, надо бы сходить в церковь". А потом он "привыкал ходить в церковь и благодать коснулась сердца". Также по настоянию отца, еще до того, как открыли в их родном городе храм, мальчик привык ежедневно читать молитвы, своими словами обращаясь к Богу. Как все просто, и как злободневно – не нужно ждать озарений, утешений в храме. Всякая экзальтация, сверхэмоциональность опасна – потому что сегодня ты в восторге, очарован батюшкой, прихожанами, службой, а потом – разочаровываешься, потому что острота эмоций проходит, и видишь "что-то не то", люди-то не ангелы… А простая вера, вера народная, – она не такая. Она спокойная и жизненная. И именно так обретается – каждую субботу и воскресенье, и в праздники неопустительно ходить в храм Божий, читать утреннее и вечернее правило – и станешь православным верующим. Не из книг, не из поучений получишь веру, а в реальном опыте. Можно сказать, вернешь себе, то, что веками накоплено предками, в генах заложено.
Отец Василий в своих воспоминаниях подчеркивает – началась война, стали открывать храмы, сначала на оккупированных территориях немцы открывали, потом и Сталин разрешил открывать храмы и, оказалось, что большинство русских людей (особенно женщины, конечно) – верующие, православные. И победа в войне была одержана не только силой оружия, но и молитвенной силой. Молитва помогала в те годы переносить самые страшные испытания. То время было "школой молитвы" для всего народа.
А юноша Вася Ермаков, будущий отец Василий прошел эту школу в немецком лагере. Как он вспоминает, молился он простыми словами: "Господи, дай мне выжить и встретить папу с мамой". Два года без родителей, в условиях постоянной опасности – школа молитвы на всю жизнь. Может быть, именно тогда, будущий батюшка получил ту глубину сердца, которая помогла и помогает ему быть настоящим пастырем – сострадающим людскому горю. "Чем глубже скорбь, тем ближе Бог…"
Но в скорби можно и сломаться, скорбь может быть и чрезмерной. Господь послал будущему пастырю утешение – лагерные испытания он разделял вместе со своим духовным отцом – протоиреем Владимиром Веревкиным, и Господь послал ему еще одного утешителя, спасшего его из плена – протоиерея Михаила Редигера (отца Святейшего Патриарха Алексия II). "Стойкость в вере до последних минут жизни. Вот что нужно от нас" – любит повторять протоиерей Василий. И это не просто "красивые слова" – они рождены жизненным опытом. Стойкость в вере требовалась не только в военные годы, но и во все последующие десятилетия. Трижды вызывали юношу на допрос, пытались "припаять вину за нахождение в немецком плену". Печально известный факт – те русские люди, которые пережили немецкий плен, почти поголовно потом попадали в советские лагеря, а иногда и получали и "высшую меру наказания". Посему не удивительно как много оказалось у нас военных эмигрантов – не по доброй воле они не возвращались на родину. Василия Ермакова спасла только молодость ("Что я понимал" – твердил он на допросах) и, конечно же, промысел Божий.
У отца Василия Ермакова есть живое, некнижное чувство русского народа. Вчитайтесь, вслушайтесь, всмотритесь в видеозаписи – батюшка постоянно говорит об одном – о бедах и радостях народа русского. Самое употребительное слово в его лексиконе – это "русский". Самый частый призыв: "Россию надо любить". И, можно сказать, это особая харизма батюшки. Потому что, как сам признается: "Полвека слежу за своими мыслями, когда готовлюсь к проповеди". Следить можно только за тем, что тебе посылается. А посылается самое насущное сейчас – слово о непреходящей ценности того, что поэт определил словами "здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Но вернемся к истории.
После войны Василий Ермаков, посетив свою "тихую Родину", отправился в северную столицу, – поступать в Духовную семинарию.
"В семинарии я проучился три года и окончил ее в 1949 году, а затем еще четыре года учился в Духовной Академии. Что я мог вынести из этой духовной школы за 7 лет? Нам привили любовь к Храму. Я и преж