Юро́дство (от слав. «оуродъ», «юродъ» — дурак, безумный) — намеренное старание казаться глупым, безумным.
В православии юродивые — слой странствующих монахов и религиозных подвижников. В церковнославянском «юродивый» употребляется также и в прямом значении: «Пять же бе от них мудры, и пять юродивы» (Мф.25:2, «Притча о десяти девах»). Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. Апостол в своём Послании к Коринфянам призывает «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11:1). Из этого делают вывод что Христос и святые могли быть примером «для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел». Безумие Нового Завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом. Если установления тогдашнего общества считать мудростью, то Христос и его ученики призывали изменить их или отречься от них, став соответственно «безумными» для «мира сего».
Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди Апостола Павла в Новом Завете:
«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…» (1Кор.4:10)
«Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1Кор.1:20)
«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1Кор.3:19)
«…слово о кресте для погибающих юродство есть» (1Кор.1:18)
«…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор.1:21)
«…мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие» (1Кор.1:23)
«…потому что немудрое Божие премудрее человеков» (1Кор.1:25)
«Если кто… думает быть мудрым… тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор.3:18)
Преподобный Антоний в ранние века христианства говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безумствуешь", — потому что он не подобен им».
По словам святителя Афанасия Александрийского: Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю.
Больше всего святых юродивых было на Руси — в Русской православной церкви почитают 36 юродивых.
Первым из известных юродивых на территории нынешней России считается Прокопий Устюжский, который с территории Европы прибыл в Новгород, затем в Устюг. Он вел строгий аскетический образ жизни. Юродивые пришли на смену волхвам и были желанными гостями для всего тогдашнего общества. Сам Иван Грозный относился к ним с благоговением: так, когда Микола свят обругал царя и предрёк ему смерть от молнии, царь просил молиться, чтобы Господь избавил его от такой участи. Другим знаменитым юродивым при Иване был Василий, ходивший совершенно нагим. В его честь назван собор Василия Блаженного.
Юродивые
Алексей Елнатский
Андрей Юродивый, или Андрей Константинопольский, особо почитаемый на Руси
Василий Блаженный (1469—1552) — московский юродивый, один из самых известных святых Русской православной церкви.
Даниил Коломенский († 18 (31) августа 1884) — коломенский юродивый.
Домна Томская (начало XIX века — 16 (28) декабря 1872) — томская блаженная.
Иаков Боровичский († 1540) — боровицкий чудотворец.
Иоанн (московский юродивый) (? — 1589) — московский юродивый.
Иоанн Верхотурский (XVII век) — сибирский юродивый.
Иоанн Милостивый (ростовский чудотворец) — (? — † 1581)
Иоанн (устюжский юродивый) († 1494) — устюжский юродивый.
Исаакий Печерский († 1090) — первый известный юродивый на Руси, монахКиево-Печерского монастыря.
Исидор Ростовский († 1474) — ростовский чудотворец, родом из Германии.
Исидора Тавеннийская (IV век) — одна из первых юродивых.
Киприан Суздальский Косма Верхотурский († 8 декабря 1680, Верхотурье) — уральский юродивый.
Ксения Петербургская (+18в.)
Максим Кавсокаливит († 1354)
Максим Московский († 1434)
Мария Дивеевская Михаил Клопский (XV век) — родственник князя Дмитрия Донского
Миша-Самуил († 1907)
Николка Салос Паисий Киевский († 1893) — преподобный из Киево-Печерской лавры.
Паша Саровская Пелагея Дивеевская
Прокопий Вятский (1578—1627)
Прокопий Устюжский (? — † 1303) — святой-чудотворец, из Любека Сайко,
Афанасий Андреевич (1887—1967) -орловский старец, юродствовавший в середине XX века
Симон Блаженный († 1584) — святой из Юрьевца Поволжского.
Симеон Юродивый (VI век) — монах, отшельник и юродивый, живший в Сирии.
Стахий — ростовский юродивый.
Феодор Новгородский († 1392)
Феофил (Горенковский) († 1853) — иеросхимонах Киево-Печерской лавры.
Фома Сирийский