В самом начале Великой Отечественной войны Патриарх Антиохийский Александр III обратился с призывом к христианам всего мира о помощи России. Его ближайший сподвижник митрополит гор Ливанских Илия был избран Промыслом Божьим сугубым молитвенником о победе России.
Вот как об этом рассказывает протоиерей Василий Швец:
«Спустившись в каменное подземелье, куда не доносился с земли ни один звук и где не было ничего, кроме иконы Божьей Матери, Владыка затворился там. Не вкушал пищи, не пил, не спал, а только молился Божьей Матери и просил Ее открыть, чем можно помочь России. И вот через трое суток в огненном, столпе явилась ему Сама Матерь Божья и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать определение Божье для этой страны. Если это определение не будет выполнено, Россия погибнет.
1. Для спасения России должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. 2. Священники, возвращенные с фронтов и отпущенные из тюрем должны начать служить. 3. Ленинград сдавать нельзя. Для спасения его пусть вынесут чудотворную Казанскую икону Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю города на Неве. 4. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя сдавать врагу. 5. Казанская икона должна идти с войсками до границ России, а когда война кончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать, как она была спасена.
Тогда Владыка связался с представителями Русской Православной Церкви, с советским правительством и передал им определение Божье. Сталин вызвал к себе митрополита Сергия, митрополита Алексия и обещал исполнить переданное митрополитом Илией. Из Владимирского собора Ленинграда вынесли Казанскую икону Божьей Матери и обошли с крестным ходом вокруг города. Блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России...
Сталинград
После Москвы Казанскую икону Божьей Матери перевезли в Сталинград, где пред нею непрестанно служили молебны и панихиды. Икона стояла на правом берегу Волги среди наших войск, и немцы так и не смогли перейти реку. Был даже момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцам так и не удалось столкнуть наших воинов, среди них была чудотворная икона.
Кенигсберг
Великие трудности встали на пути наших воинов при освобождении старой немецкой твердыни - Кенигсберга. Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре битвы за город. «Наши войска уже совсем выдохлись, немцы были все еще сильны... Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними... священники с иконами. Многие стали шутить: «Вон попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли к передовой с иконой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут? - во весь рост - их же всех перебьют... Но они спокойно пошли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась. Тогда был дан сигнал, и наши войска начали общий штурм города-крепости - с суши и с моря. Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна, Которая была видна всей немецкой армии, и... абсолютно у всех отказало оружие... Тогда-то наши войска сломили сопротивление врага и взяли город. Во время этого явления Божьей Матери немцы падали на колени и очень многие поняли... Кто помогает русским».
Киев
Киев - матерь русских городов - был освобожден в день празднования Казанской иконы Божией Матери.
Сталин исполнил обещание...
В то время открыли 22 тысячи храмов. Были открыты духовные семинарии, академии, Троице-Сергиева, Киево-Печерская Лавры, некоторые монастыри. Было разрешено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в Московский Богоявленский Собор, где всю войну стояла та самая чудотворная Казанская икона Божьей Матери, которая была с ополчением 1612 года. Наступило возрождение веры на Руси. В 1947 году Сталин исполнил обещание и в октябре пригласил митрополита Илию в Россию, ибо все пророчества, переданные Владыкой, сбылись.
Приезд митрополита гор Ливанских Илии в Россию.
На фотографии: Митрополит Гор Ливанских Илия (Карам; 1903-1969) у входа в Князь-Владимирский собор (Ленинград). Ноябрь 1947 г. Собеседник митрополита - протоиерей собора Михаил Славнитский.
Перед приездом гостя Сталин вызвал Владыку Алексия, ставшего уже Патриархом, и спросил, чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь. Святейший предложил подарить Владыке Казанскую икону Божьей Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными камнями со всех областей страны. Тогда же правительство наградило митрополита Илию сталинской премией за помощь России во время войны. От премии Владыка отказался, сказав, что монаху деньги не нужны. «Пусть они пойдут на нужды вашей страны. Мы сами решили передать России двести тысяч долларов для помощи детям-сиротам, чьи родители погибли на войне», - сказал боголюбивый антиохийский иерарх. Из Москвы митрополит поехал в Ленинград. «Перед самым приездом митрополита Илии, - вспоминает протоиерей Василий Швец, - явился мне во сне какой-то священник и сказал, что через три дня узнаю, как была спасена Россия. Он сказал, чтобы я не забыл об этом сам и поведал другим. Точно, через три дня оказался я по делам службы на Московском вокзале. Подхожу к оцеплению и вижу: идет Косыгин (позже я узнал, что его, как ленинградца, направили сопровождать Владыку), с ним митрополит Ленинградский Григорий (Чуков ) и митрополит Илия. Тогда-то я и вспомнил про сон. Утром 9 ноября митрополит Илия служил литургию в Никольском соборе. Тогда же он преподнес храму частичку мощей святителя Николая, которая и поныне находится в старинном храмовом образе Чудотворца пред солеёй у главного престола. На следующий день знакомый пригласил меня во Владимирский собор. Чудом удалось мне пробраться в храм. Митрополит Илия, митрополит Григорий со священством отслужили малую вечерню, после чего на Казанскую икону Божьей Матери был возложен драгоценный венец - дар митрополита Илии. - Я молился за ваш город, - говорил в проповеди своей Владыка, - и благодарен Господу, что Он удостоил меня побывать здесь, молиться вместе с вами. Я увидел веру, увидел, что Божья Матерь не оставила Своих чад...
Говорил он через переводчика, но почти все в храме плакали. Это был такой духовный подъем, такая могучая молитва: сердца горели, все чувствовали себя братьями и сестрами, самыми дорогими друг другу людьми...» (Протоиерей Василий Швец. Заступница. - «Русский вестник»,1991,№ 26).
Для русских православных христиан в этой иконе и поныне воплощена идея молитвенного заступничества и ходатайства Пресвятой Богородицы за мир.
Пресвятая Богородица, воскреси наши души ото сна, подними нас от грехов наших, помоги нам в восстановлении Руси!
КОРНИ НАШЕГО РОДА
- Не ходи, родной, вокруг да около! - Наставляя внука, бабка по-деревенски окала: - Прямолинейным тоже быть не впору, Старайся добром укрощать раздоры. Не хорохорься, в драку петухом не лезь, Людям противны безрассудство и спесь.
Корни нашего рода предельно просты: Никто из мужчин не прятался в кусты. Женщины детей рожали без боязни, С соседями жили дружно, ни к кому Не испытывали вражды и неприязни.
Нам есть с кого пример брать: Когда в народе беда - вмиг собиралась непобедимая рать!
ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
По материалам книги С.В. Фомина «НА ЦАРСКОЙ СТРАЖЕ».
Уже в начале 1930-х годов некоторым вдумчивым наблюдателям стало ясно, что «воинствующий атеизм способен возродить Святую Русь». Такие выводы подтвердили итоги переписи населения 1937 г. Пятый пункт опросного листа вопрошал: «Являетесь ли вы верующим? Если да, то какой религии»? Православно верующими назвали себя треть городского населения и две трети сельского.
Всего, таким образом, 56,7% населения Советского Союза, несмотря на всю идеологическую работу коммунистов и террор, объявила себя верующей. «В Пасхальную ночь 1941 г.,- вспоминала верующая ленинградка,- тысячные толпы народа стояли плечо к плечу вокруг храмов, с горящими свечами в руках, и единодушно пели пасхальные песнопения, не обращая внимания на беснование конной милиции, тщетно пытающейся их разогнать, так как все уличное движение вокруг храмов было нарушено…»
Никому из участников того крестного хода и в голову бы не пришло, что на Пасху 1942 г. будет официально разрешено совершать крестные ходы вокруг церквей с зажженными свечами, несмотря на угрозу немецких самолетов, что в ту Пасхальную ночь будет отменен даже комендантский час.
«Будет война, и война страшная, всемирная, она приведет народ России к Богу»,- так еще в 1927 году говорил наиболее близким духовным чадам своим преподобный Серафим Вырицкий. Утром 22 июня 1941 г., в воскресенье, в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, Митрополит Сергий (Страгородский), отслужив Литургию, собрался уже читать Акафист, как ему сообщили о начале войны. Местоблюститель тут же произнес проповедь, в тот же день размноженную на ротаторе и разосланную по немногим сохранившимся еще приходам для зачтения отцами-настоятелями с амвона прихожанам. Характерно, что это было одним из первых обращений к народу России в связи с разразившейся войной. Знаменитые «братья и сестры» (обращение христианское и уж никак не советское) И.В. Сталина прозвучали лишь 3 июля. «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». Пасха 1945 г. совпала с днем Великомученика Георгия Победоносца – 23 апреля/6 мая, а Парад Победы в Москве на Красной площади – с Днем Пресвятой Троицы – 11/24 июня.
Имеются многочисленные церковные предания, по крайней мере, предостерегающие от однозначных оценок Сталина. В октябре 1941 г. Сталин приезжал в Царицыно к св. праведной Матроне (Никоновой), которая сказала ему: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы.» В 1941 г., когда немцы были уже в Химках,- вспоминала монахиня Сергия (Клименко),- из Москвы хотели вывозить мощи святого благоверного Князя Даниила. (Мощи преподобного Сергия Радонежского были уже вывезены историко-археологическим обществом для сохранения.) В ночь на 23 ноября по старому стилю Князь Даниил Московский сам явился Сталину и сказал: «Я хозяин Москвы, не трогайте меня, а то вам плохо будет»… О том, что Сталин видел Князя Даниила, рассказал архимандрит Иеремия (Лебедев), казначей Патриарха Алексия. Наконец, есть известие о том, что зимой 1841 г. «изрядно смутившийся Сталин призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же чудотворная икона Тихвинской Богоматери была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин». Но вот уже не церковные предания, а исторические факты. Недавно документалисты Германии, Австрии и Франции совместно с российской госкомпанией «Останкино» сняли фильм «Кремль изнутри», широко демонстрировавшийся за рубежом в 2005 году. «Еще недавно,- говорится в закадровом тексте,- такое в Кремле нельзя было и представить.» И действительно, бывший личный охранник Сталина показывает место, где в Большом Кремлевском дворце была маленькая церковь. В годы Великой Отечественной войны, по его словам, Иосиф Виссарионович частенько «отправлял здесь свои духовные потребности». Известно, что с началом войны в СССР была свернута антирелигиозная пропаганда. Есть сведения, что уже в июле 1941 г. состоялась первая краткая встреча Сталина с Митрополитом Сергием, которой, как утверждается, оба остались довольны. Перед войной, подбирая библиотеку для дачи, Сталин приписал для сведения исполнителей: «Прошу, чтобы не было никакой атеистической макулатуры!» Совершенно достоверно известно, что Сталин временами любил цитировать библию.
На Литургии 4 ноября 1941 г., в день праздника Казанской иконы Божией Матери, в переполненном храме, впервые прозвучало: «Богохранимей стране Российской, властем и воинству ея… и ПЕРВОВЕРХОВНОМУ ВОЖДЮ….» - и вдруг десятками сотен голосов грянули молящиеся, заглушив голос отца Иакова: «Многая лета!!!» Эта Литургия 4 ноября 1941 г., совершенная в Богоявленском Кафедральном Соборе, как бы положила начало тесному сотрудничеству Церкви с советской властью…
Как известно, единственным зданием, уцелевшим среди руин Сталинграда, был храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом Преподобного Сергия Радонежского, в который неоднократно заходил легендарный командарм Чуйков. Молча стоял, возжигая свечи, молясь о победе над врагом. Именно перед Казанским образом Божией Матери совершал в ноябре 1942 года под Сталинградом молебен митрополит Николай (Ярушевич). Тогда же, в 1942-м, самолет с Казанской иконой Пресвятой Богородицы облетел Сталинград – факт, который подтвердил в беседе с писателем Юрием Бондаревым Маршал Г.К. Жуков. Кстати, последний всю войну возил с собой в машине Казанский образ Божией Матери. Один из современных исследователей, М.В. Шкаровский, пишет: - «Необходимо отметить не только присутствие священнослужителей в составе действующей армии или антифашистского подполья, но и обращение к вере многих солдат, офицеров, партизан, в том числе старших командиров. Из свидетельства очевидцев известно, что начальник Генерального штаба Б.М. Шапошников (полковник Царской армии) носил финифтевый образ Свят. Николая и молился: «Господи, спаси Россию и мой народ!» Его преемником на посту начальника Генштаба стал сын священника из Кинешмы маршал А.В. Василевский. В освобожденной Вене в 1945 г. по приказу маршала Ф.И. Толбухина (брат которого – протоиерей – служил все годы блокады в Ленинграде) – были отреставрированы витражи в русском православном соборе и отлит в дар храму колокол с надписью «Русской Православной Церкви от победоносной Красной Армии».
Неоднократно свои религиозные чувства публично проявлял командующий Ленинградским фронтом маршал Л.А. Говоров. Маршал Г.К. Жуков, всю войну возивший с собой икону Казанской Божией Матери, отправленный в конце 1940-х гг. командовать Одесским военным округом, принес в храм и попросил оставить в алтаре свою «военную» икону. В 1945 г. он вновь зажег неугасимую лампаду в Лейпцигском православном храме-памятнике, посвященном «Битве народов» с Наполеоновской армией, восстановленном саперными бригадами по приказу маршала. Ленинград сражался не только силой оружия, но и молитвой Церкви. В чин Божественной литургии вводились специальные молитвы о даровании победы нашему доблестному воинству и избавлении томящихся во вражеской неволе. Служился тогда и особый богослужениях в Никольском кафедральном соборе присутствовало командование Ленинградским фронтом во главе с маршалом Л.А. Говоровым. Одно из типичных писем того времени: солдат Ф.М. Черкасов пишет домой матери: «Мама, я вступил в партию, помолись за меня Богу». Общеизвестны явления массовых крещений в храмах, открытых на оккупированных территориях». 4 сентября 1943 г. в Кремль на правительственном лимузине въехали: Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий, митрополит Алексий (Симанский), митрополит Николай (Ярушевич) – для приема у Сталина. В ходе беседы Сталин неоднократно подчеркивал, что «Церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР».