Гедонист* позавидовал Аскету: - Ты строен, я растолстею к лету... Улыбаясь, Аскет ответил Гедонисту: - Сними с шеи златую цепь-монисто, И плоть оседлать тебе давно пора. Запомни, родной, жизнь - не игра,
Мы - не на театральных подмостках, Легче жить без внешнего лоска, Без куража и изысков в пище... Покорись Промыслу Божию,
Стань как я - духом нищим.*
В ожидании ответа
Гедонист встретил Молчальника... Когда-то был тот в больших начальниках... Недоумевая, спросил: - Почему молчишь, дорогой?! Ответь скорее, меня успокой!
Гедонист встретил красотку-стрекозу... - Она летает... а я... ползу... Хорошо бы с ней воспарить вместе... Я нуждаюсь давно в яркой невесте!
Cемьянин
Гедонист днями лежит на диване... Купается - не в море, в тесной ванне, Ест куриные окорочка да свинное рагу... Себя утешая, мол живу - как могу... Как умею........................................... Наслаждаться жизнью во всех условиях я сумею.
В поисках смысла жизни
В поисках смысла жизни Гедонист совершил в Индию Увлекательное путешествие... Там встретился невзначай С погребальным шествием...
Подумал отрешенно:
- "Все - суета сует... Но как вкусен индийский обед... Интересно, что подадут на ужин? Не стану думать о земном, Аппетит мне пока еще нужен."
Пусть говорят!
Пугали туристов в Египте акулами... Гедонист заскрипел со злости скулами: - Дайвинг - превыше всего!!! - В море акулы не догнали его, В ластах Гедонист выскочил на брег, Жалея, что мудрым советом пренебрег... Радуясь, однако, что не достался акулам на обед... От них, говорят, бывает много бед!
Пациент
Забрался Гедонист на вершину... Гробницы Тутанхамона... Там ему явилась эта...
как ее - Мона Афродита... Пенелопа... Лиза... После лечения в психбольнице Ему закрыли все визы.
Бог борется за спасение людей, за то, чтобы не погибло мироздание, которое Он вызвал из небытия для вечной славы. И то, как Бог борется за это мироздание, бывает иногда для нас очень страшно, потому что, как только мы предаемся Сатане, как только мы делаемся землей и плотью, Он, разбивает всё, что есть земля, плоть, благополучие, обеспеченность, потому что важны спасение и вечность!»
Митрополит Антоний Сурожский: «О встрече». стр. 117-118.
___________
* Гедонизм - философия наслаждения;
** Первая заповедь блаженства гласит: Блаженны нищие духом (Мф. 5, 3). Духовная нищета - это внутреннее самоотречение. Человек, воспринявший ее, отказывается от своих иллюзорных богатств, от того, что так ценит слепой и страстный мир. Он отказывается от временного и преходящего, от того, что становится добычей тления и смерти. Он освобождается от своих страстных привязанностей, он с болью отрывает их от сердца, как червей, присосавшихся к ране. Он перестает доверять своим суждениям, как пропитанным ложью. Его душа похожа на корабль, из которого во время бури выбрасывают весь ненужный груз, чтобы он не утонул и не погрузился на дно с теми драгоценностями, которые спрятаны в его трюме. Или - на борца, который выходит на сражение обнаженным, чтобы противник не мог схватить его за одежду и бросить на землю.
Нищий духом - тот, кто надеется не на себя, а на Бога, не на свой разум, не на свои таланты, не на помощь людей, а только на Промысл Божий.
Поэтому он отказывается не только от мира, но и от образов мира в своей душе, от помыслов, колеблющих его ум. Быть нищим духом - значит иметь свое сердце свободным для Бога. Быть нищим духом - значит отречься от всего ради Одного и в этом Одном получить все. Но если для внешней, телесной нищеты достаточно однажды раздать все свое имущество, то для нищеты духовной необходима постоянная внутренняя борьба со страстными образами этого мира.
Заповедь никогда не может быть исполнена человеком в совершенстве - это путь, не имеющий конца. Быть нищим духом - значит стоять умом с молитвой у своего сердца и прогонять помыслы, возникающие в его глубине. Быть нищим духом - значит служить Богу в тайне молчаливого сердца, имея его нищим от помыслов этого мира. Человек, избавляясь от собственных помыслов, избавляется и от демона печали. Поэтому нищий духом всегда радостен.
В сердце нищего духом рождается Иисусова молитва. В сердце "богатого" мыслями, хотя бы блестящими и возвышенными, молитва начинает меркнуть и гаснуть. Есть блаженная нищета - отказаться от богатства вещественного и мысленного ради Бога. Есть другая, сатанинская нищета - потерять Самого Бога; в этом смысле нищие - это демоны, у них есть все, кроме Бога. Большая часть наших помыслов всевается в нас темными духами, поэтому отказаться от помыслов - это отдать свое ложное имение нищим - демонам, тем, кто наполняет мечтаниями нашу страстную душу и наш гордый ум. Ставшие нищими духом по Богу не должны приобретать растраченное "богатство" вновь, иначе получится сизифов труд: человек несет камень к вершине, но он выпадает из рук и снова катится вниз. Нищий духом должен отказаться не только от того, что возбуждает в душе страсти и явно влечет ко греху, но и от всего того, что не от Бога: от мирского искусства и литературы, от пустых бесед, от игр и забав, от всякой ненужной информации. Даже в чтении духовных книг он должен ограничивать себя, чтобы не отнять времени и сил у лучшего - у молитвы и нечаянно не развить в себе духовного сластолюбия и тщеславия. Простое чтение духовных книг без руководства ими в повседневной жизни является подделкой духовности, ложью, тем неправедным богатством, от которого и должен отречься нищий духом. Духовные знания, не добытые трудами и кровью и не претворенные в жизнь, делают человека фарисеем, который гордится знанием Торы наизусть. У нищего духом даже сама молитва не должна быть многословной. Гораздо больше соответствует его нищете молитва краткая по форме, но продолжительная по времени. Нищему не подобает красочно и поэтически описывать свою нищету или разыгрывать драму перед публикой, ему достаточно одного слова "помогите!". Настоящая нищета, будь то духовная или телесная, немногословна. И потому всё учение об Иисусовой молитве и о борьбе с помыслами, которое оставили нам святые отцы, по сути своей является раскрытием и исполнением все той же первой заповеди - блаженны нищие духом.
Человек, обращающийся в молитве к Богу, никогда не остается без ответа, но этот ответ - помощь Божия в его жизни, особенно в его духовной борьбе. Иногда человеку кажется, что его молитва не услышана, но она исполняется не так, как хочет слепой и страстный человек, а по воле Божией, премудрой и благой.
Слышать или видеть Бога в своем сердце, вызывая Его молитвой, как бы заклинанием, или представлять Бога, действующим в нашем сердце, силой своего разгоряченного воображения - это значит в самом же начале извратить путь к богообщению. Бог по Своей любви не может явиться душе человека гордого и страстного, так как это было бы злом, потому что укрепило бы такого человека в самомнении, а значит - в обольщении. Нищий духом не программирует в своей молитве встреч с Божеством, озарений и откровений. Он изумляется одному - милосердию Божию к нему, последнему грешнику.