Написано вследствие желания проводить среди міра внимательную жизнь для некоторого благочестивого мирского лица.
Душа всех упражнений о Господе - внимание. Без внимания все эти упражнения безплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе
не только в уединении, но и при самой разсеянности, в которую иногда
против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть
превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда удобно будет
сохранять внимание к себе, и в безмолвии келейном, и среди окружающаго со всех сторон шума.
Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар в крови, очень содействует вниманию к себе;
а разгорячение крови - как-то от излишнего употребления пищи, от
усиленного телодвижения, от воспаления гневом, от упоения тщеславием и
от других причин - рождает множество помыслов и мечтаний, иначе,
разсеянность. Святые Отцы предписывают желающему внимать себе во-первых умеренное, равномерное, постоянное воздержание в пище[1].
Проснувшись - в образ ожидающаго всех человеков пробуждения от
мертвых - направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений
ума, еще не принявшаго на себя никаких суетных впечатлений. С тишиною,
очень осторожно, исполни все нужное по телу для вставшаго от сна,
прочитай обычное молитвенное правило, заботясь не столько о количестве
молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтоб оно было
совершено со вниманием, и, по причине внимания, чтоб освятилось и оживилось сердце молитвенным умилением и утешением. После молитвеннаго правила, опять всеми силами заботясь о внимании,
читай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении
тщательно замечай все завещания и заповеди Христа, чтоб по ним можно
было направлять свою деятельность, видимую и невидимую. Количество
чтения определяется силами человека и обстоятельствами. Не должно
обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно
упускать обязанностей своих для неумереннаго упражнения молитвою и
чтением. Как излишнее употребление пищи разстроивает и ослабляет
желудок: так и неумеренное употребление духовной пищи ослабляет ум,
производит в нем отвращение от благочестивых упражнений, наводит на него
уныние[2].
Для новоначального святые Отцы предлагают частые молитвы, но
непродолжительные. Когда же ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и
возмужает: тогда он будет в состоянии непрестанно молиться. К
христианам, достигшим совершенного о Господе возраста, относятся слова
святого апостола Павла: Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления[3],
то есть безстрастно и без всякого развлечения или парения. Свойственное
мужу еще не свойственно младенцу. Озарившись при посредстве молитвы и
чтения Солнцем Правды, Господом нашим Иисусом Христом, да исходит
человеком на дела дневного поприща, внимая, чтоб во всех делах и
словах его, во всем существе его царствовала и действовала всесвятая
воля Божия, открытая и объясненная человекам в евангельских заповедях.
Если выпадут свободные минуты в течении дня, употреби их на чтение со вниманием
некоторых избранных молитв, или некоторых избранных мест из Писания, и
ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди
суетнаго мира. Если ж этих золотых минут не выпадает: то должно пожалеть
о них, как о потере сокровища. Что утрачено сегодня, не надо потерять
на следующий день: потому что сердце наше удобно предается нерадению и
забывчивости, от которых рождается мрачное неведение, столько гибельное в
деле Божием, в деле спасения человеческого.
Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям
Божиим: то немедленно врачуй погрешность покаянием, и посредством
искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с которого уклонился
нарушением воли Божией. Не косни вне пути Божия! - Приходящим духовным
помышлениям, мечтаниям и ощущениям противопоставляй с верою и смирением
евангельские заповеди, говоря со святым патриархом Иосифом: Како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом[4].
Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как
бы она не казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть
скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и немогущих
осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия
мечтательности: утрата внимания к себе, разсеянность ума и жестокость сердца при молитве; отсюда - душевное разстройство.
Вечером отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть
смерть, разсмотри действия свои в течении мимошедшего дня. Для того, кто
проводит внимательную жизнь, такое разсматривание незатруднительно: потому что по причине внимания к себе
уничтожается забывчивость, столько свойственная человеку развлеченному.
И так: припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением,
ощущением, принеси в них покаяние Богу и расположением и сердечным
залогом исправления. Потом, прочитав молитвенное правило, заключи
Богомыслием день, начатый Богомыслием.
Куда уходят все помышления и чувствования спящего человека? Что это
за таинственное состояние - сон, при котором душа и тело живы, и вместе
не живут, чужды сознания своей жизни, как бы мертвые? Сон также
непонятен, как и смерть. Во время его покоится душа, забывая самые лютые
горести и бедствия земные, в образе своего вечного покоя; а тело!...
если оно восстает от сна, то непременно воскреснет и из мертвых. Сказал
великий Агафон: «Невозможно без усиленного внимания себе преуспеть в добродетели»[5]. Аминь.
[1] Добротолюбие, ч. 2, главы преподобного Филофея Синайского.
Великий пост - важнейший из многодневных постов,
начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной
седмицы. Великому посту предшествуют три подготовительные недели.
Богослужения, напоминающие о приближении Великого поста, начинаются в
воскресение - в "неделю о мытаре и фарисее" (Лк. 18; 10-14. Называется по
евангельскому литургическому чтению в этот день). Затем следует сплошная
седмица, оканчивающаяся воскресением, посвященным притче о блудном сыне -
"неделя о блудном сыне" (Лк. 15; 11-32. Называется по литургическому чтению
этого дня). Следующее воскресение - "мясопустная неделя" - посвящено
Страшному суду (см. Мк. 16; 9-20), с понедельника начинается масленица,
оканчивающаяся воскресением - "сыропустной неделей , в этот день воспоминается
изгнание Адама из рая. С понедельника начинается Великий пост.
Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех
богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина (IV в.) "Господи и
Владыко живота моего...". Во время Великого поста в среды и пятницы, а также
в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается
литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в
шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные
воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы - литургия Василия
Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые
четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея
Критского (VIII в.). Каждое воскресение Великого поста имеет особое
воспоминание.
В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества
православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в
Византии.
Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу
города Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому
богослову-исихасту (XIV в.).
Третье воскресение, называемое
Крестопоклонной неделей посвящено поклонению Кресту (поклонение совершается от
воскресения до пятницы).
Четвертое воскресение посвящено св. Иоанну
Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы, автору "Лествицы" (VI - VII вв.).
В четверг пятой недели на утрени снова читается канон св. Андрея Критского,
а также читается канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все
богослужение, длящееся несколько часов, получило название "стояние Марии
Египетской").
Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления
Константинополя в 626 г. от персидского и аварского нашествия, в память чего
читается Великий акафист Пресвятой Богородицы (этот день также называется
"Похвала Пресвятой Богородицы" или "Суббота Акафиста"). Пятое воскресение
посвящено св. Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI в. Суббота шестой
недели - "Лазарева суббота" - посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря (см. Ин.
11; 1-46).
В шестое воскресение отмечается праздник Вход Господень в
Иерусалим. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. О
богослужении в эти дни см. Страстная седмица, Великий четверток, Великий пяток,
Великая суббота. Тексты богослужений Великого поста содержатся в Триоди
Постной.
1. Архангел Михаил - первый из верховных Ангелов, Поборник славы Божией.
Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу
Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в
руке, попирающий ногами дракона или древнего змия - диавола. Так он
изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань
между Ангелами - служителями Божиими и злыми духами - ангелами,
отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с
копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное
отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную
чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.
2. Архангел Гавриил - провозвестник судеб Божиих и служитель Его
всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью в руке. Или с
фонарем, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в
другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии
бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их
постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зерцало своей совести
и слова Божия.
3. Архангел Рафаил - изображается с алавастровым сосудом,
наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает "милосердие",
"помощь всем страждущим".
4. Архангел Уриил - Архангел света и огня Божия - изображается с
опущенной вниз молнией. Он озаряется огнем пламенной любви, просвещает
умы людей откровением полезных истин. О нем можно сказать, что он
является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам.
5. Архангел Селафиил - Архангел молитвы. Изображается или с четками в
руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди
руками.
6. Архангел Иегудиил - "хвала Божия". Изображается с золотым венцом в
одной руке и с бичом из трех шнуров в другой. Венец - для поощрения
людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой
Троицы от врагов.
7. Архангел Варахиил - Архангел Божиих благословений, во время
земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных
благословений.